Вторник, 15.10.2019, 17:22
 
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [11]
Наш опрос
Хотите ли вы cдавать ЕГЭ?
Всего ответов: 55
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности взамосвязанного изучения русской, родной, зарубежной сказки

ГРИГОРЬЕВА Л.Ф.,

кандидат педагогических наук, Амгинский улус

Особенности  взамосвязанного изучения русской, родной, зарубежной сказки

Основной целью предлагаемой методики является углубленное изучение сказки на уроках русской литературы во взаимосвязи с родной и зарубеж­ной. В ходе наблюдения за процессом изучения народной и литературной сказки в якутской школе мы заметили, что дети не улавливают жанровой раз­ницы между народной и литературной сказкой. С методической точки зре­ния разрешение этой проблемы мы видим в таком приеме, как сопоставле­ние и сравнении народных и литературных сказок не только по общности идейно-тематического признака, но и по художественным элементам языка текста.

На наш взгляд, методика работы по взаимосвязанному изучению русской, якутской и зарубежной народной и литературной сказки на уроках русской литературы в якутской школе должна строиться на следующих принципах: а) преемственности в изучении народных и литературных сказок; б) учете возра­стных особенностей; в) доступности материала; г) целостностном изучении учебного материала; д) систематическом повторении заранее полученных зна­ний по теории литературы; е) взаимосвязанном изучении народной и литера­турной сказки на уроках родной и русской литературы.

Использовать сопоставление русской, родной и зарубежной сказки нуж­но продуманно, с учетом необходимости во вводной беседе или на заключи­тельном уроке, с целью выявления типологической общности якутской и за­рубежной сказок. При сопоставлении русской, родной и зарубежной народной и литературной сказки учитель должен решить задачу формирова­ния у пятиклассников умения анализировать художественный текст: сравни­вать образы героев, определять сходство сюжетов, характеров, эпизодов; выс­казывать личное отношение к прочитанному; уметь определять функции изобразительно-выразительных средств языка сказки.

Использование взаимосвязей на уроках литературы при изучении сказок необходимо, потому что "обучение оказывается гораздо более эффективным, когда объект познания обретает новые связи, когда он начинает функциониро­вать в качестве элемента некой синтетической системы. Односторонний изоли­рованный подход к изучению явлений представляется нам неприемлемым...". Известный методист М. А. Рыбникова справедливо отмечала: "чем больше связей, ассоциаций, взаимоперекрещивающихся сопоставлений, тем лучше воспринимается каждое из встретившихся в курсе произведений".

Необходимо подчеркнуть, что при таком взаимосвязанном изучении ска­зок одной из основных задач является формирование у пятиклассников лите­ратурных знаний, умений и навыков. Теоретические понятия приводятся в систему при анализе сказок. В дальнейшем полученные теоретико-литера­турные знания должны помочь при изучении других жанров литературы.

В системе литературного образования и развития учащихся пятый класс занимает особое место: уроки чтения сменяются уроками литературы, про­исходит преодоление предметно-тематического подхода к художественным произведениям, переход к творческому чтению, на более высоком, личностно значимом уровне. Это, безусловно, имеет немаловажное значение в фор­мировании личности школьников. Поэтому при изучении народных и литературных сказок необходимы поиски путей усиления научности препо­давания, а также повышения воспитательного воздействия сказок на подрос­тков. Определяя основные пути изучения сказок в пятом классе, мы исходили из методической установки, что анализ художественных произведений в шко­ле должен быть направлен на обеспечение глубокого, эмоционально-эстети­ческого восприятия литературы как основы познания мира и самого себя.

Однако, успех воспитательного воздействия сказок не обеспечивается в полной мере лишь знакомством с конкретными произведениями и анализом их идейно-нравственного содержания. Включение детей в активную творчес­кую и познавательную деятельность увеличивает силу восприятия сказок.

Отдавая предпочтение таким методическим приемам, как сравнение и сопоставление, мы руководствовались положением, что единство истори­ческого пути народов определило единство нравственно-эстетических целей фольклорных произведений, сходство изображаемых ситуаций, характеров, основных конфликтов и т.д. Система литературных знаний, умений, навыков учащихся, их прочность и глубина обусловливается многообразием ассоци­аций, содействующих освоению фактов и явлений путем сопоставления и сравнения, осмысления их сходств и различий. Исходя из сказанного, при изучении сказок необходимо учитывать как общие, так и отличительные чер­ты народных и литературных сказок разных народов.

Методические приемы сравнения и сопоставления были ведущими при­емами при изучении сказок. Но при этом особое внимание обращалось на раскрытие идейно-нравственного содержания той или иной сказки, художе­ственных особенностей. Такой подход был правомерен: ведь если внимание детей сосредоточивать только на чертах сходства и различия сказок разных народов, на чертах родства литературной сказки с фольклорной, то обаяние художественных образов, сила народной и писательской мысли, роль художе­ственных средств будут ослаблены.

Важнейшими приемами изучения народных и литературных сказок явля­ются выразительное чтение, художественное рассказывание и пересказ близ­кий к тексту. Выразительное чтение и художественное рассказывание обеспе­чивает такое звучание текста сказки, где слова буквально сливаются в некое ритмо-смысло-звуковое единство, своеобразное "вещество" поэзии. Наиболь­ший эффект достигается тогда, когда используются приемы, не только учитыва­ющие жанровое своеобразие изучаемых произведений, но и родственные при­роде детского мышления. Как свидетельствуют исследования ученых-психологов, представления детей подросткового возраста еще конкретны и ассоциативны, и восприятие действительности ими происходит в ос­новном через слово. На слово же опирается и само восприятие. Поэтому в средних классах большое значение имеют методические приемы, при помощи которых художественный текст воспроизводится в звучащем слове. Для подро­стков характерны также стремление к эстетической деятельности, предраспо­ложенность к активной исполнительской, литературно-творческой деятельно­сти. В оценке роли и места творческой деятельности мы присоединяемся к Л. С. Выготскому, который писал, что "смысл и значение этого творчества только в том, что оно позволяет ребенку проделать тот крутой перевал в развитии творческого воображения, который даст новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии». Данные приемы, являясь наиболее эффективны­ми, обеспечивают полноценное восприятие сказок и стимулируют познава­тельную активность и самостоятельность учащихся-подростков.

Особое значение в опытно-экспериментальной методике придается воп­росам-заданиям, которые, на наш взгляд, являются универсальным приемом в работе над художественным произведением. Удачно подобранные и сфор­мулированные вопросы-задания могут оказать неоценимую помощь в по­нимании сказок.

Вопросы-задания - мы условно разделили на две группы: вопросы-зада­ния, касаются содержания сказок, формирующие элементарные умения и навыки анализа, начиная с выделения эпизода и кончая выявлением авторс­кого отношенияк героям и событиям; задания творчески-поискового харак­тера, требующие вдумчивого чтения для выявления выразительных особен­ностей языка сказок, направленные на выразительное чтение, художественный пересказ, устное словесное рисование, иллюстрирование отдельных эпизо­дов, составление плана, пересказ, сочинение собственных сказок и т.д.

В системе литературного образования и общего развития школьников важны все звенья - классные и внеклассные занятия, самостоятельное чте­ние, внеклассная работа. Уроки внеклассного чтения, внеклассные занятия как дополнение и продолжение классных обогащают уроки литературы, со­здают уникальную возможность расширить круг самостоятельного чтения.

Категория: Мои статьи | Добавил: amga-sch1 (08.05.2008) | Автор: ГРИГОРЬЕВА Л.Ф. - учитель р/я и р/л
Просмотров: 3271 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0